Югавтотранс

Главная > Исторические места

История Таганрога

Ранний период — с V в. до н. э. до V в. н. э. 

Предположение о том, что где-то непосредственно под Таганрогом покоится очень раннее древнегреческое поселение, появилось в 1930-х годах. В городе прокладывался ливневой коллектор, и при землечерпальных работах из ковшей экскаваторов посыпались черепки древнегреческой керамики[1].

Но никаких археологических работ тогда проведено не было. В 1960-х годах группа московских археологов под руководством профессора В. Блаватского пыталась (отчасти чтобы обнаружить греческую колонию) провести разведку Азовского моря. Но в итоге отказалась от задуманного: в море много ила и песка, видимости нет. К тому же, летом, в жару, море цветёт[1].

Только в начале XXI века историческая значимость этого места была оценена. Германский археологический институт совместно с РГУ (ныне ЮФУ) начали проект «Таганрог»[2] — многолетние раскопки в районе старой Каменной лестницы.

По слою древней догреческой керамики археологи определили, что поселение на месте нынешнего Таганрога возникло ещё в IX—VIII веках до нашей эры[3]. А в VII—VI вв. до н. э. (около ста лет) здесь существовало античное поселение греков, вероятно, ионийских. Исчезло оно, предположительно, в результате скифских набегов. Ныне поселение полностью поглощено и разрушено морем. Поселение частично изучено археологами по фрагментам керамики, которые и сейчас можно найти на берегу Азовского моря, по остаткам бронзолитейного производства: кускам металлургического шлака, бронзовым наконечникам стрел, хорошо известным по скифским древностям[3].

Существует другая гипотеза, что таганрогское поселение носило название Кремны (греч. Κρημνοὶ), упоминаемое у античных авторов, и в частности, у Геродота. Из сообщений Геродота о Кремнах известно, что к городской гавани приставали корабли с амазонками[4][5]. Вот как это описано в IV книге «Истории» Геродота (IV, 110):

Эллины вели войну с амазонками (скифы называют амазонок «эорпата», что по‑эллински означает мужеубийцы; «эор» ведь значит муж, а «пата» — убивать). После победоносного сражения при Фермодонте эллины (так гласит сказание) возвращались домой на трёх кораблях, везя с собой амазонок, сколько им удалось захватить живыми. В открытом море амазонки напали на эллинов и перебили [всех] мужчин. Однако амазонки не были знакомы с кораблевождением и не умели обращаться с рулём, парусами и вёслами. После убиения мужчин они носились по волнам и, гонимые ветром, пристали, наконец, к Кремнам на озере Меотида. Кремны же находятся в земле свободных скифов. Здесь амазонки сошли с кораблей на берег и стали бродить по окрестностям. Затем они встретили табун лошадей и захватили его. Разъезжая на этих лошадях, они принялись грабить Скифскую землю.


Учёные переводят название «Кремны» как кручи, и высокий обрывистый берег Таганрогского мыса полностью соответствует этому названию. Анализ археологических находок позволяет определить период существования греческого поселения с V в. до н. э. до V в. н. э. — 10 веков[6].
Заповедник Танаис, 30 км от Таганрога

Помимо таганрогского поселения, в VII веке до н. э. в Северном Причерноморье существовала лишь одна греческая колония — Борисфен или Борисфенида (др.-греч. Βορυσθενιδα, в честь бога реки Днепр), располагавшаяся на черноморском острове Березань[7]. Уже позднее, в III веке до н. э. в донском устье возник древнегреческий город Танаис, просуществовавший вплоть до IV века н. э. (локализуется в районе современного хутора Недвиговка).

Хазарский период

Поселение на месте Таганрога существовало и в те времена, когда земли Приазовья входили в состав Хазарского каганата. В 2005 году учёные при раскопках обнаружили на таганрогской набережной печь для выпечки хлеба времён каганата. Это впервые подтвердило существование поселения, прежде науке неизвестного[1].

Генуэзско-золотоордынский период

В 2004 году археологи обнаружили находки, свидетельствующие о том, что в XII—XIV веках в районе Пушкинской набережной Таганрога приставали галеры итальянских купцов. Есть предположения, что они закупали в здешних местах осетрину и чёрную икру, взамен привозили бочки с вином, ремесленные изделия и прочее[1].

Наряду с генуэзцами в Чёрном и Азовском морях вели торговые операции и пизанские купцы. Пиза имела в Приазовье, недалеко от генуэзской Таны, на месте таганрогского поселения, свою колонию — Пизанский порт («Порто-Пизано»)[1][8]. Первая карта с обозначением этого торгового пункта относится к 1318 году[9]. Вероятно, фактория была уже к этому времени генуэзской, так как гибеллинская Пиза утратила своё морское могущество после поражения в битве при Мелории в 1284 году.

Генуэзцы из Таны использовали Порто-Пизано как дополнительный порт для своих подонских владений. При этом расположение фактории Порто-Пизано могло меняться, в том числе из-за падения уровня моря в тот период на 2 метра — от Петрушиной косы до устья реки Самбек[10].

Торговля велась рыбой, мехами, деревом, зерном и другими товарами[11]. Были построены дома, склады, небольшие укрепления для защиты от набегов татар и турок, причём не только вдоль побережья, но и на самом мысу.

Генуэзцы использовали удобную пристань на протяжении более века, пока в 1475 году всё Северное Причерноморье не перешло к Османской империи.

По таганрогским преданиям, домик Чайковского возле Каменной лестницы построен на фундаменте бывшей Генуэзской башни. Руины этого донжона зафиксированы на планах мыса, выполненных Боргсдорфом[6]. Башня была обнесена земляным валом, использовалась турками и называлась ими «Таганрог»[12].

Основание Таганрога (конец XVII — середина XVIII в.в.)

В 1696 году, после взятия русскими войсками турецкой крепости Азов (в ходе 2-го Азовского похода), по приказу Петра I начались изыскания и работы по строительству гавани и крепости на мысу Таганий Рог. Азов находится на берегу реки Дон, и флот, если его держать в Азове, не может проходить гирло Дона из-за мелководья. Поэтому Пётр Первый решил строить порт на морском берегу, чтобы корабли заходили в него беспрепятственно.

Инженер Лаваль, руководивший до этого строительством укреплений Азова, первоначально заложил шанец на Петрушиной косе. В следующем году Пушкарский приказ сместил Лаваля и принял решение строить крепость в устье Миусского лимана (будущая Семёновская крепость). Этими работами руководили уже барон Эрнест фон Боргсдорф, Рейнгольд Трузин и датчанин Юрий Франк[13]. Но и это решение так же было признано не вполне правильным и работы было решено перенести на мыс Таганрог — место, где ныне и располагается город.

12 сентября 1698 года Пушкарский приказ постановил:

«Пристани морского каравана судам по осмотру и чертежу, каков прислан за рукою итальянской земли капитана Матвея Симунта, быть у Таганрога…»

Эту дату принято считать официальным днём основания Таганрога, первоначально называвшегося Троицком-на-Таганьем Роге. Таганрог являлся приграничным анклавом, вынесенным далеко на юг от территории государства. Для его обустройства ежегодно присылали до 15 000 временных работников[14].

Строительство гавани велось под руководством инженер-капитана Матвея Симонта, крепостное строительство возглавил «инженер городового дела» — швед Рейнгольд Трузин. Первый же план крепости составил Эрнст Фридрих Боргсдорф, австрийский барон, военный инженер-строитель. В 1698—1699 годах он был главным смотрителем работ в крепости.

Троицкая крепость 

занимала территорию оконечности высокого мыса, огороженную земляным валом высотой 8 метров и рвом глубиной 5 метров при ширине в 40 метров. Общая протяжённость вала достигала 3 км. В центре крепости (по оси нынешней ул. Чехова) вал достигал, примерно, нынешнего Некрасовского переулка. Боковые стороны вала упирались в прибрежные обрывы. В крепостной вал были встроены: три бастиона, два полубастиона и три равелина, оснащённые пушками и гаубицами. Всего в крепости и гавани было более 200 орудий. В крепости были двое ворот — восточные Московские и западные Морские, и центральная Генералова площадь[15]. Жилые постройки за крепостной стеной — форштадт из нескольких слобод — были построены на большом удалении, за эспланадой.

Внутри крепости, вдоль вала были вырыты пороховые погреба, устроены казематы и казармы. Внутри территория крепости имела радиально-лучевую планировку, объединённую центральной площадью. На площади были построены: государев двор, Троицкая церковь, городские палаты, дома для простых людей, склады, базар с лавками, кабаки, колодцы. Архитектором в городе одно время работал известный мастер Осип Старцев, представитель «московского барокко». Было построено более 100 каменных домов.

Гарнизон крепости состоял из 4 солдатских полков — подполковника Баранчеева, майоров Перекусихина, Бунина, Чиркова (по фамилиям командиров). Несколько солдатских, рейтарских и драгунских полков так же временно привлекались для службы в Таганроге[16]. Из-за плохих условий проживания в городе несколько раз случались эпидемии. В 1705 году Троицкой крепости достиг царский указ о бритьё бород и ношении европейского кафтана. Для уменьшения расходов солдатами, кафтаны пошили из имеющихся в крепости запасов сукна, а вот бороды пришлось всем сбрить[14].

План Таганрогской гавани 1704 года

Гавань строилась в открытом море. Мелководном, и это упрощало задачу. Ширина гавани составила 370 метров[17], молы с бастионами защищали от волн и возможного противника. Вход в гавань оборонял форт «Черепаха», устроенный на рукотворном острове. Конструкция его молов и фундамента, установленных на отмели в двух километрах от берега, по тем временам была самой передовой и впервые использовалось в России. Между рядами дубовых свай, вбитых в морское дно, закладывали деревянные ящики с камнями. Всего при создании гавани забили более 30 000 свай и заложили более 50 000 м³ камня. Вдоль гавани были построены склады и портовые сооружения.

Крепость и гавань соединялась несколькими спусками, из них сохранился только один — Флагманский.

Матвей Симонт, один из главных организаторов строительства, итальянский капитан на русской службе, сообщал в Москву:

«Летом прошлого 1705 года, сентября по 1 число, в Троицком гавана построена».

Немецкий генерал Христофор Герман Манштейн в своих «Записках о России» писал:

«… Он (Пётр I) устроил на Азовском море в местности, именуемой Таганрог, прекрасную гавань, названную им Троица, в которой суда, пройдя без груза устьем Дона, под Азовом окончательно вооружались и могли стоять совершенно безопасно. Все, видевшие эту гавань, сознаются, что это одна из наилучших гаваней Европы».

Для лучшей защиты Троицка было возведено первое кольцо обороны, включавшее Павловскую крепость (её валы ещё сохранились на окраине хутора Гаевка) в устье Миуса и крепость Черепаха (в настоящее время находится под отвалами металлургического завода). Между ними был воздвигнут земляной Петровский вал. При впадении Миусского лимана в море, у Беглицкой косы, построили Семёновскую крепость. В крепостях и укреплениях данной оборонительной линии разместились гарнизоны, а по восточному берегу Миусского лимана — между Павловской и Семёновской крепостями, расселили 500 семей донских казаков, составивших Таганрогский казачий полк. Этими работами руководил Фёдор Апраксин, будущий генерал-адмирал. Пётр I писал губернатору Троицкой крепости И. А. Толстому:

«Изволь в том, от чего, Боже сохрани, под нынешние часы, осторожность учинить, как в Азове, так и наипаче в Таган-Рогу, к обороне того места. Сам, Ваша милость, сведом, каково туркам Таганрог».

Таганрог — первый в истории России город, построенный по заранее разработанному генеральному плану. Таганрогская гавань — первая в мире, построенная не в естественной бухте, а на открытом море. Екатерина II, в своей переписке с философом-просветителем Вольтером, упоминала о том, что Пётр I долго рассматривал возможность переноса русской столицы именно в Таганрог. Вот что об этом пишет первый таганрогский историк-краевед П. П. Филевский:

«Екатерина писала Вольтеру письмо, въ которомъ хвалилась постройкою Азова и Таганрога, что весьма не нравится султану Мустафе. О Таганроге императрица Вольтеру писала не разъ; два года спустя 3 марта 1771 года она сообщала Вольтеру, что Петръ Великій долго не могъ решить, кому отдать предпочтеніе — Таганрогу или Петербургу».[18]

Окончательно отказаться от планов переноса столицы в Таганрог Петра заставил Прутский мир 1711 года, по которому Таганрог подлежал разрушению.

Начиная с августа 1696 года, для освоения новых земель, рядом именных царских указов Приазовье превращается в одно из крупнейших в России мест ссылки «на вечное житьё». В 1699 году в Приазовье учреждена первая в истории России каторга, а Таганрог становится её центром. Приговаривались к ссылке в Приазовье и чиновники, и духовные лица, а также выходцы из дворянства. Направлялись в Таганрог также пленные турки и татары, а с началом Северной войны — в большом количестве шведы и жители Прибалтики. Значительную группу переселенцев составили казаки Малороссии, которые были поселены вдоль реки Миус для охраны подступов к Таганрогу со стороны Крыма.

В 1708 году во время Булавинского восстания в Таганрог для защиты были направлены дополнительные воинские части, и повстанцы не решились штурмовать город.

Зимой и весной 1709 года Пётр I посещал Воронеж, Азов и Таганрог, которые укреплялись на случай нападения турок и крымцев. Перед своим выездом из Таганрога к Полтаве, где намечалась решающая баталия со шведами, Пётр писал А. Д. Меншикову:

«Сие место, которое перед десятью летами пустое поле видели (о чём сам сведом), ныне с помощью Божьей изрядный город, купно с гаванью, обрели, и хотя, где долго хозяин не был, и не всё исправно, однако ж есть что посмотреть».

Азовский флот

К этому времени в гавани Таганрога базировался сильный флот, основу которого составляли 70-пушечный линейный корабль «Спящий лев», 58-пушечный «Гото-Предестинация» и 60-пушечный «Шпага» (или «Деген»), 50-пушечные «Геркулес», «Скорпион», «Ластка» и «Уния», 30-40-пушечные «Вилькельчаг», «Дельфин», «Ёж», «Меркурий» и «Соединение». В честь окончания строительства гавани, верфи и города, подчёркивая особые заслуги Матвея Симонта, Пётр 23 мая 1709 года приказал адмиралу Ф. М. Апраксину изготовить памятную медаль:

«Изволь приказать сделать Матвею Симонтову монету золотую с каменьями ценою в ста три, и на одной стороне чтобы была наша персона, а на другой — гаван здешний и подпись тут, что дана ему за труды гавана».

В ответном донесении, посланном 2 июня 1709 года из Москвы, Ф. М. Апраксин сообщает:

«Монету Матвею Симонтову с персоною Вашего Величества, и на другой стороне с начертанием гавани и с подписанием по указу велю делать немедленно, и когда сделаю, немедленно до Вашего Величества пришлю».

В 1711 году, после провала Прутского похода, по условиям уже упоминавшегося Прутского мирного договора, Россия обязалась разрушить гавань и город. Вначале город покинули гражданские — около 7000 человек.

«Как не своею рукою пишу, — сообщал Пётр Апраксину, — нужно турок удовлетворить… Таганрог разорить как можно шире, однако ж, не портя фундамента, ибо может Бог иначе совершит».

Укрепления были частично разрушены в присутствии турецких представителей, а про гавань ни в каких отчётах сведений нет[19]. Это было сделано к февралю 1712 года. А потом ушёл и гарнизон — около 1000 солдат с пушками и припасами были передислоцированы в крепость недалеко от Черкасска (ныне — станица Старочеркасская), в Хопёрскую, Тавровскую и Ново-Павловскую крепости.

Азовские корабли

 решено было продать Турции, но она согласилась купить только 4 из них, которые и отплыли в Стамбул, а остальной флот за ненадобностью был сожжён. Турецкие военные частично взорвали оставшиеся таганрогские укрепления[15].

В течение 24 лет после этого Приазовье находилось под властью турок. Если Азов они старались укреплять, то укрепления Таганрога были турками полностью заброшены.

Восстановление Таганрога при Екатерине II

В правление императрицы Анны Иоанновны, 30 июня 1736 года, в ходе Русско-турецкой войны 1735—1739 годов, войсками генерал-фельдмаршала Ласси был вновь взят Азов. Таков был результат осады города, длившейся чуть более месяца. Вместе с прилегающими землями отошёл к России и Таганрог. Сразу же началось восстановление крепости. Но в результате заключения Австрией (союзником России) сепаратного мира с турками, по Белградскому мирному договору 1739 года (которым и закончилась эта война), все восстановительные работы по укреплению Таганрога опять пришлось прекратить, хотя территория и осталась за Россией[20]. Также, согласно Белградскому миру, Россия не имела права иметь на юге военный и коммерческий флот, а торговля на Чёрном и Азовском морях могла вестись исключительно на турецких судах.

В этот период в Таганроге находилась таможенная застава, приходили турецкие торговые корабли. Например, в 1746 году — 17 кораблей. Для них был устроен карантинный дом, склады для товаров[21].

И только после победоносной Русско-турецкой войны 1768—1774 годов Россия вернула себе эти земли уже окончательно. Троицкую крепость быстро восстановили на старых фундаментах, а гавань стала базой для вновь создававшейся Азовской флотилии. Первым комендантом восстановленной крепости стал бригадир Дежедерас.

Указом 9 ноября 1769 года Екатерина II повелела:

«Таганрогскую гавань отдаём мы совсем в ведомство вице-адмирала Сенявина с тем, чтобы оную поставить в такое состояние, чтоб она могла служить убежищем судам, так и для построения оных, а тем паче галер и других судов … и чтоб в будущую кампанию 1770 года флотилия во оной уже зимовать могла …»

В личном письме А. Н. Сенявину императрица уточняет задачи на 1770 год:

«Главный предмет будущего года на Азовском море, кажется, быть должен для закрытия новозаведённых крепостей, чтоб сделать нападение на Керчь и Тамань и завладеть сими крепостями, чтобы через то получить зунд (пролив) Чёрного моря в свои руки и тогда нашим судам свободно будет крейсировать до самого Цареградского канала и до устья Дуная».

Таганрогскую крепость восстанавливали по проекту Р. Н. Томилова. При крепости были образованы верфь и адмиралтейство[20]. В конце апреля 1771 года А. Н. Сенявин сообщает президенту Адмиралтейской коллегии графу И. Г. Чернышёву:

«При всей моей скуке и досаде, что флот ещё не готов, Ваше сиятельство, вообразите моё удовольствие видеть с 87-футовой высоты стоящие перед гаванью (Да где ж? В Таганроге!) суда под военным российским императорским флагом, чего со времени Петра Великого … здесь не видали».

А в конце мая под командой Сенявина находился уже 21 корабль с 450 орудиями и 3300 матросами. В июне Азовская флотилия поддерживала русские войска при взятии Перекопа, крепостей Керчь и Ени-Кале, отбивала попытки турецкого флота блокировать продвижение русских по восточному берегу Крыма и обеспечивала другие действия армии генерала В. М. Долгорукова. В том же году флотилия перебазировалась из Таганрога в Керчь, а строительство военных кораблей перенесли в Херсон. Таганрог же превратился в купеческий портовый город. После основания Севастополя в 1783 года Таганрог потерял военно-стратегическое значение. 10 февраля 1784 года Екатерина II направила Екатеринославскому и Таврическому генерал-губернатору князю Григорию Потёмкину именной указ, в котором повелела:

«Остающиеся внутри пределов Государства город Таганрог, крепость святые Елисаветы и прочие, по старой и новой линии лежащие, отныне крепостями не почитать».


Градоначальнический спуск

Крепость упразднялась, и Таганрог получил статус города[22], но руководил им по-прежнему комендант силою 3 батальонов. Таганрог становится крупнейшим торговым портом Российской империи. В 1770 году учреждено Таганрогское коммерческое собрание. Строятся многочисленные транспортные спуски из города к торговой гавани — Градоначальнический в 1774 году, Большой Биржевой в 1806 году, Банный и т. д., и к 1808 году их было уже 14[23].



Таганрогский колокол в 1803 году отправлен в Севастополь.

В 1778 году из меди захваченных турецких орудий в Таганроге был отлит знаменитый колокол, переданный в 1803 году в Севастополь и побывавший даже в Соборе Парижской Богоматери.

В 1779 году в Таганрог прибыла большая партия греков-переселенцев, в основном торговцы и военные. Торговцы стали заселять и обустраивать улицу, ближнюю к порту — ныне Греческая улица, а военные были расквартированы недалеко от города — ныне село Греческие роты, со штабом в городе. В 1784 году в Таганроге была организована Управа благочиния — полицейский аппарат, заменивший военную комендатуру[24].

Развитию города способствовала и близость к сельскохозяйственным районам. Через порт шла торговля пшеницей (сорт твёрдой пшеницы «Таганрог» славился на весь мир, а в Италии считался лучшим для приготовления пасты[25][26]), льномпаюсной икройпенькой. В Таганроге были открыты консульства 15 государств — Бельгии, Великобритании, Греции, Дании, Италии, Нидерландов, Норвегии, Португалии, Персии, Турции, Швеции и других держав.[27]


Возврат к списку